|
| |
Место 2 для Вашей рекламы
| |
Yak-54 RTF art-tech.ch
Выполнил первые два полета на Як-54. Набор RTF был разодран на составные. Итог - что вы получите за 6500 руб и к чему я пришел:
Самолет - практически без доработок. Передние кромки крыла оклеены скотчем, хвост вклеен намертво на "Титане".
Силовая установка - без изменений. После двух полетов двигатель смещается и грызет шестеренку редуктора винта с половинным перекрытием. Придется делать доп.фиксацию иначе будет неравномерный износ шестеренки. Акку - один родной и плюс один - "Пилотаж" 11.1В 910 мАч.
Система управления. Приемник убран в ящик, так как в центре города он не обеспечит надежности. Установлен 6 канальный E-Sky за 750 руб. Передатчик, в принципе, работоспособен, но у меня была замена в лице компьютерезированного Graupner MC-16/20. Штатный передатчик я использую на тренажере. Штатные машинки, по утверждению Евгения М. имеют обыкновение через 3 часа полета замыкать питание и вырубать весь борт. По этой причине машинки были переданы сыну для установки на кордовый Ил-2. Вместо них планировались Hitek HS-55, но ввиду отсутствия - установлены HS-81. Они несколько больше, и заметно тупят (при плавном перемещении ручки идут рывками). Машинки обернуты тканевым лейкопластырем и вклеены в самолет на "Титане". На крыле вместо одной машинки установлены две, по одной на каждый элерон.
Полеты.
Взлет - с колес, без особенностей. Первое впечатление - задняя центровка!!!
Тяга на земле - паровозная. Однако, в полете - ничего выдающегося. Тяги мало и вертикали и на горизонтали. Петлю при полном газе из ГП не делает. Зато замечательно делает бочки. Правильные бочки получаются без всяких усилий. Просто дай ручку в нужную сторону... При этом хорошая устойчивость по крену, что было неожиданно.
Петли приходится делать с разгона. В верхней части петли и особенно на выходе сильный увод по крену. Видимо из за нежесткости конструкции (перекосы были устранены при сборке).
Самолет летает вися на хвосте (тяга все таки маловата, а центровка - "задновата"). Особенно это видно на виражах. Мощность весь полет - максимальная. По этой причине время полета - максимум 6 минут. Полет с выкл. двигателем простой, к сваливанию самолет не склонен - парашютирует с поднятым носом на угле тангажа около +10 градусов.
На посадке особенностей пока не замечено. Проволочное шасси - идеальное решение для грунтовых площадок. При посадке "по вороньи" шасси поглащают весь удар (правда, приложился капотом из тонкого "майонезного" полистирола, и он лопнул таки).
Вопреки ожиданиям, что это будет супер пилотажный самолет, оказалось - это вполне обычный учебный самолет (если на штатном двигателе), с понятным простым поведением и достаточными запасами устойчивости для неопытного пилота. При желании пошустрить - можно заменить двигатель и увеличивать отклонение рулей.
(З.Ы.: на фото справа - самоделка Як-52 из потолочки, чуть в меньшем размере: БК, Markus 30, LiPo Pilotage 2100 мАч, Hitec HS-55 4 шт, Graupner MC-15. Из-за большей нагрузке на крыло летает шустрее и меньше боится ветра. А обратная сторона медали - при разгоне чего-то то у него с характерным звуком флатеррит, и абсолютно не планирует...)
|
Николай Китаев |
Самолёты
|
2008-07-30 23:25:27 |
2008-07-31 12:18:23 |
Своя |
посещений: 10496, посетителей: 6534, ответов: 6, голосов: +4 |
|
| | Место 1 для Вашей рекламы | |
|
Обсуждение этой темы:
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Добрый день! У меня Yak-54 RTF art-tech, как и на фото. Поломался редуктор, замену найти (оказалось) большая проблема. М.б. можно поменять целиком мотор, поставить без редуктора? Какой можно поставить (при сохранении остального оборудования) и какой винт для него подойдет?
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Продолжаю эксплуатировать Як-54.
1. Добавил в обечайку капота 68 г пластилина и сдвинул центровку с 33 на 25%. На характере поведения самолета это никак не отразилось. Разобравшись с нехваткой тяги и скорости (п 2. и 3) возвращаю центровку назад.
2. В свете разборок с зарядниками, балансирами (см. раздел на этом форуме) и ЛиПо акку оказалось, что пилотажевские акку обладают более высоким внутренним сопротивлением, по этой причине он отдает меньший ток, а значит и меньшую тягу... Стоковый акку на 1300 мАч оказался куда более тяговитый, разгонят самолет на большую скорость, позволяет ему уже висеть, и классический (по FAI F-3A) пилотаж делается без проблем! Резюме - применение балансиров при работе с ЛиПо - обязательно без осуждений, а акку впредь надо брать ориентируясь не толко на типоразмер, напряжение и емкость, но и на максимальный разрядный ток! Он не должен быть на пределе регулятора хода, а иметь перекрывающее его значение. Для этого Яка (со штатным регулятором) - разрядный ток должен быть более 18А.
3. По совету Евгения заменил штатный винт 11х4,7 на 10х6. Тяга на висении меньше (а я этим и не увлекаюсь пока), но зато скорость увеличилась прилично, что благоприятствует выполнению красивых, ровных фигур пилотажа. Думаю, данные винты вместо штатных для меня предпочтительнее.
3. Изо всех сил рекомендую для повторения шасси с этого самолета на других аппаратах! Шасси - не дубовое, а наоборот ажурное, но настолько оказалось приспособлено к траве, тропинкам, мотоциклетныем колеям и пр, что я его при полетах в выше перечисленных условиях практически не снимаю. Оно проглатывает значительные по величине неровности и препятствия не только не повреждая конструкцию, но и не уводя самолет с курса разбега и пробега!
4. При выходе на большие углы атаки и далее - самолет парашютирует, без раскачек по крену и тангажу. Штопор - только принудительно, причем надо еще его туда вогнать умудриться. Наблюдается необычная для моделей реакция на отклонение РН (руля направления). Самолет разворачивается по курсу с плавным увеличением крена - это же оптимальное поведение! Я настолько увлекся этим эффектом, что в последнее время по курсу начал рулить как на вертолете - отклоняя РН, а не элероны. Прямолинейный полет идеален - самолет, будучи оттримированым, летит как мотопланер: однозначно прямолинейно, без завалов по крену и уводов по курсу.
В отличии от "коллеги" Су-31, этот самолет - наиудачнейшее сочетание устойчивости и маневренности!!! Рекомендую даже начинающим!!!
Н.К.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Взвесил - 610 грамм, центр масс - 33%. Как и предполагалось - даже для пилотажки все таки многовато.
Добавил груз 75 грамм в самый самый нос - под обечайку капота. Довел центровку до 25%, а массу - до 680... В качестве груза - детский пластелин! Давно я так не куражился - ни тебе масла, ни все разьедающего топлива...
Оценю в полете завтра.
Н.К.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Спасибо, очень информативно.
Не обратил ли внимания - когда даёшь руль направления, самолет по крену заваливается или просто со скольжением идёт?
В верхней части петли валится не из-за жесткости. На некоторых других самолетах, в т.ч. на настоящих, такое тоже бывает при недостатке скорости, самолет кренит реакцией винта и гироскопическим моментом.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Особых явлений при даче РН я не отметил, но в памяти отложилось, что именно идет со скольжением, крен развивается очень слабо. По этой причине в голове сидит мысль, что для учебного (не пилотажного) полета можно завести миксер от элеронов на руль направления, дабы вираж выглядел подобающе.
Да, скорее всего валит его из-за КАТАСТРОФИЧЕСКОЙ нехватки тяги. То есть получается все таки при энергичном маневрировании я выхожу на сваливание?! Обладая неожиданными запасами устойчивости (демпфирования?) по всем каналам самолет прекрасно неспешно летает по горизонту...
"... ну и что, что х.. не стоит! Зато как красиво висит!" (с)
Н.К.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
С винтом побольше не хочешь попробовать? А вдруг мотор не сгорит? :) Есть 11х7, 12х3.8 и даже 12х6.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Какое там висеть... Хотя в общем то должен, но я пока ставил такую задачу.
Винт можно попробывать другой, если это безопасно с точки зрения отказа аппаратуры. А то ведь может отказать регулятор, а он запитывает приемник, и все последвстия обесточивания приемника очевидны.
У меня 4 винта штатных - 11 х 4.7. Если есть у тебя в наличии винты на пробу (или взаимообразно) и желание, то можно встретиться на выГребном канале и попробывать подобрать винт.
В свете полетов обнаружил некий ньюанс с балансирами.
см.: http://radiopilot.ru/project.php?prid=30
Н.К.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Я ж говорю - винты есть! :))) Сперва попробовать полный газ на земле, чтобы выяснить, выдюжит ли регулятор, потом короткие полёты - не перегреется ли мотор. У меня на Хайвольте 2310-14 для аккумулятора 3S официальное ограничение 10x6 дюймов, а реально летаю на 11х7 даже при +28 градусах на улице. Пока самолет идет на скорости и мотор в обдуве, перегрева мотора не бывает.
|
|
|