|
| |
Место 2 для Вашей рекламы
| |
Генераторы вихрей на фристайле
Не все поверили, что генераторы вихрей, примененные на самолете http://radiopilot.ru/project.php?prid=8 в качестве турбулизаторов, облегчают пилотаж в экстремальных фигурах за пределами срыва (фристайл). Попробую объяснить подробнее.
Впервые генераторы вихрей (ГВ) для расширения диапазона углов атаки были применены лет двадцать назад компанией Boeing, которая провела исследования реальных реактивных лайнеров с рядами мелких пластин, прикрепленных к обшивке крыла самолета сразу за передней кромкой. Пластины располагались под некоторым углом к потоку и закручивали пограничный слой, перемешивая его с внешним потоком воздуха, тем самым увеличивая его энергию и предотвращая ранний отрыв потока от крыла. В результате были выполнены впечатляющие полёты на огромных углах атаки (до 30 градусов). Но работы в этом направлении были прекращены, поскольку прирост сопротивления от таких генераторов в обычном полете был немалым, а уборка оказалась сложнее, чем у обычных предкрылков, которые тоже неплохо справлялись с той же задачей.
Облетывая 3D самолёты, я обратил внимание, что большая их часть сильно раскачивается по крену на углах больше 30 градусов, сильно затрудняя управление на срывных фигурах. В качестве одной из мер попробовал вырезать из тонкого целлулоида серию пластинок и наклеить их вдоль передней кромки крыла у его конца. Правда, на успех надеялся не слишком, поскольку генераторы вихрей - штука тонкая, их надо долго рассчитывать, и кусок целлулоида, вырезанный ножницами, вряд ли способен сильно увеличить подъёную силу. Однако самолёты как будто подменяли: они начинали предсказуемо управляться в диапазоне не то, что 30, но и всех 90 градусов, плавно переходя из горизонтального полёта на вертикальное висение и обратно.
Пытаясь понять, что же происходит, вышел с самолетом на сильный ветер и прощупал поток над крылом лёгкой ниточкой на палочке. И вот результат: за генератором вихрей на задней половине крыла при угле атаки больше 20 градусов поток устойчиво направлен перпендикулярно направлению полёта, от конца крыла к оси самолёта, а после 35 градусов - всегда навстречу полёту, т.е. поток стабильно сорван, тогда как без ГВ его направление неустойчиво и в диапазоне углов атаки 25-35 градусов может оказаться как по направлению полёта, так и против него, в зависимости от угла скольжения самолёта. Вот и ответ: примитивные генераторы вихрей, хотя и не увеличивают подъемной силы, но гарантированно срывают поток и делают эту силу устойчивой, чем и уменьшают раскачку самолёта по крену. Пик подъёмной силы, вызывающий неустойчивость и раскачку, срезается, и самолёт начинает вести себя стабильно. Это показано на рисунке выше графиками подъёмной силы по углу атаки. Видно, что на красном графике подъемная сила постоянна в широком диапазоне углов атаки, в результате чего мелкие возмущения от ветра и т.д. не вызывают изменения сил на крыле, и самолет существенно более устойчив.
Прирост сопротивления от такого устройства, несомненно, есть, но при экстремальном пилотаже оно большого значения не имеет, т.к. фигуры всё равно выпоняются в основном на тяге двигателя и при малой скорости.
Весьма полезно может быть применение таких генераторов также на моделях-копиях, которые в большинстве своём страдают от плохих противоштопорных характеристик. Налеив перед полётом такую решёточку у конца крыла на скотч, можно уже не так бояться, что модель неожиданно кувыркнется через крыло и разобьётся при посадке. А перед оценкой на стенде отклеить, чтоб не вызывала лишних вопросов :-)
Если всё ещё не верите - попробуйте сами, работы-то всего на десять минут.
|
Жми сюда! >>
|
Евгений Маслов |
Пилотажные
|
2008-06-02 00:35:21 |
2008-06-02 11:27:19 |
Своя |
посещений: 5219, посетителей: 3027, ответов: 3, голосов: +1 |
|
| | Место 1 для Вашей рекламы | |
|
Обсуждение этой темы:
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Насчет моделей-копий: на стенде разрешено менять только сбрасываемый груз (на стенд -парадные бомбы, в полет - покоцанные), и естественно - винт. Остальное менять нельзя, что на стенде, то и в полете.
Н.К.
|
|
|