РАДИОПИЛОТ - межрегиональный авиамодельный форум: модели, самолёты, вертолёты. Место всречи в сети и в реале.
РАДИОПИЛОТ - межрегиональный авиамодельный форум: модели, самолёты, вертолёты, автомобили, общение
   Магазин | Дешевые модели и запчасти   
Скрыть всё остальное 
Присоединяйся! Присоединяйся!
  • Войти
  • Зарегистрироваться
  • РАДИОПИЛОТ РАДИОПИЛОТ
    На главную
    Добавить тему
    Обсуждение тем
    Все темы
         Авиамодели
             Самолёты
             Планеры
             Модели-копии
             Воздушный бой
             Бой на полукопиях
             Пилотажные
             Летающие крылья
             Вертолёты
             Другие
         Пилотажное мастерство
             Обучение
             Пилотаж
             Соревнования
             Полёты по камере, видео
             Лётные площадки
             Встречи
         Оборудование
             Двигатели - ДВС
             Двигатели - электро
             Передатчики
             Приёмники
             Рулевые машинки
             Аккумуляторы, зарядники
             Регуляторы хода
             Другие
         Другое
             Технологии
             Юмор
         Магазин
             Самолёты
             Вертолёты
             Аппаратура
             Запчасти
             Инструмент
             Услуги
             Другое
    Авторы
    Новости сайта
    Удачные темы
    Удачные обсуждения
    Правила сайта
    Поиск по темам
    Поиск по интересам
    Полезные ссылки
    Друзья сайта:
    РАДИОПИЛОТ - сайт ищет друзей
     SAPAC EXTRA 330L - опыт эксплуатации - Самолёты 
      
           Купи модели ВЕРТОЛЁТОВСАМОЛЁТОВ:
      CAP-232Як-54 RTFWing TigerCessnaПриколёт СМАЙЛЭкстру, Pitts 
      МОТОРЫ, ЗАПЧАСТИ, ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИООБОРУДОВАНИЕ
      


    SAPAC EXTRA 330L - опыт эксплуатации
    SAPAC Extra 330L
     
    Решил открыть блог в котором буду описывать историю самолета - Extra 330L фирмы SAPAC. В принципе материал этот будет полезен и тем у кого самолет ЯК-54 фирмы ART-TECH они похожи, но есть отличия, я про них напишу.
    Нужно как то совершенствовать свое мастерство, поэтому нужен недорогой, ремонтопригодный, в тоже время яркий и красивый самолет. Требования к аэродинамике - полная симметрия и большие площади рулей для 3D пилотажа.
    Поскольку у нас имелся положительный опыт общения с самолетами этой фирмы см. http://radiopilot.ru/project.php?prid=77
    Решил также приобрести себе в ангар этот самолет http://www.sapac.com.cn/prodshowe.asp

    Достался они мне в непотребном виде, точнее совсем плохом, поскольку других вариантов небыло, зато недорого.
    Разобранность самолетика позволила изучить его начинку - крыло имеет угольный лонжерон (трубка) и обшито какой-то то ли пленкой, то ли бумагой, что хорошо защищает пенопласт от мелких повреждений. В остальном все стандартно - оперение, фюзеляж, крепление крыла. Отдельно скажу про мотораму - с виду она хлипкая, но в процессе эксплуатации я кажется понял для чего ее такой сделали - ажурные элементы ломаются поочередно как бы гася удар (аналогия с автомобилями :) ) при этом фюзеляж и моторный шпангоут, да и вал двигателя, остаются целыми! Что подвердила эксплуатация, т.е. после "морковки" достаточно заменить или склеить это самое крепление, что несоизмеримо проще и не портит шнешний вид, справедливости ради скажу что он не изменился с момента первого вылета, это также можно отнести к плюсам конструкции. Для тех самолетов у кого подобной системы нет, но имеется похожее крепление (Як-54, EDGE) я бы рекомендовал заменить буковый (нафига такая прочность?) штырь на скажем на бальзовый или липовый с надпилами (опять же как лонжероны в автомобилях) - тогда ремонта будет значительно меньше, а эксплуатационные нагрузки невелики, так что конструкция выдержит.
    Двигатель - безколлекторный инраннер, с редуктором винт штатный 11х4,7 - хорошо т.к. лучше обдув рулевых поверхностей на малых скоростях. Видимо китайцы имеют ОГРОООМНЫЙ запас таких моторов, поэтому почему-то упорно ставят их на все 3D самолеты (в частности ЯК-54 от Art-Tech) тоже с редуктором. Хорошо это или плохо - решил выяснить, а заодно и сравнить с аутраннером, который я поставил потом. Вот фото мотора.


    Но в отличии от редуктора на Як-54 тут шестерня покрупнее и зубья тоже, равно как и обороты мотора. Видимо долговечность этого узла должна быть выше. Перед первым вылетом решил померять характеристики мотоустановки:
    АКБ 3 банки
    Проп 11х4,7 ток 17А тяга 890гр. - что неплохо при взлетном весе 600гр.
    Проп 10х4,7 ток 15А тяга 830гр. - пожалуй этот вариант лучше чем штатный, экономичнее.
    Проп 9х7 ток 17А тяга 640гр. - хороший вариант для долгих полетов, самолет с этим винтом летает быстрее.
    АКБ 2 банки
    Проп 10х4,7 ток 9А тяга 420гр. - тоже можно летать, но тоскливо, видимо мотоустановка расчитана на 3 банки.

    Первый полет проходил в штатной комплектации - никаких проблем замечено не было, все замечательно, устойчивость, управляемость, полет на малых скоростях. Евгений испытывал - полет на ноже, висение, блендер, штопор, обратный полет, все получается, в стоковом варианте, без каких либо доработок!!! Что ОГРООМНЫЙ плюс инженерам SAPAC - купил и летаешь себе в удовольствие, на настоящий момент я только установил аутраннер, пришлось переделать капот и поставил огни бано, в остальном самолет стандартный.
    Второй раз подтверждается, что наборы от SAPAC очень даже ничего. Неудобства вызвал только маленький отсек для аккумулятора, но это в целом не проблема, к тому же в варианте с аутраннером, все равно АКБ пришлось переносить под капот для обеспечения центровки.

    Тем не менее решил я переделать мотоустановку, за одно и переделать самолет в летающую лабораторию по испытанию двигателей.
    Поставил Аутраннер - "китаец" 2212 980 об/В что смог снять по тяге, мотор не перегружал. т.е. он был холодный ибо данных нет а сжечь не хотеться, если будете юзать на таких же винтах - все будет ок!
    Вот фото

    Внизу они есть в высоком разрешении
    http://radiopilot.ru/upload/490/projimg/137/files/ExtrOutr1_1.jpg
    http://radiopilot.ru/upload/490/projimg/137/files/ExtrOutr2_1.jpg

    8х4 GWS - ток 7А тяга 450гр маловато будет.... зато летать будет доооолго
    9х5 GWS - ток 11А тяга 650гр. - в самый раз, на нем сейчас и летаю
    10x4,7 GWS - ток 16А тяга 740 гр - клево и висеть без проблем, отлично для "силового" пилотажа. Вот фото самолета с таким мотором, если нужно подробности выложу. Для крепления мотора использовал "китайский" переходник за 100р. - этот вариант подойдет для всех самолетов у которых мотор крепиться на штырь, например Як-54, EDGE 540 от Art-Tech.
    ]
    по ссылке внизу эта картинка в высоком разрешении - http://radiopilot.ru/upload/490/projimg/137/files/EXtra330Outranner.jpg

    Собственно вот она Экстра - во время полетов зимой, капот на скорую руку вырезал из 3,5 литровой бутылки из под пива, планирую залить болван и сделать оригинал, но так руки и не дошли, зато этот капот - "неубиваемый" и удобный для монтажа, демонтажа С/У, в общем пока нравиться :)


    Сегодня отлетал в конфигурации с гироскопом - очень прикольно! Гироскоп установил в канал крена, в разрыв сервы, чуствительность сделала не большой. В целом впечатления неплохие - конечно чуствуется некая "электронность" в управлении, но за то теперь он летает намного стабильнее на малых скоростях, проще на посадке. Конечно для активного пилотажа гира мешает, но просто для полетов вполне неплохо. Во время облета был ветер, не сильный, но ощютимый, самолет справлялся с ним достойно, летать стало проще, особенно на посадке и проходах на малых скоростях. При включении двойных расходов влияние гиры почти незаметно, самолет активно крутит бочки и отзывчив по крену. Конечно более дорогие гиры с удержанием и отключением, были бы интереснее, это скорее бюджетный вариант для улучшения стабильности, простой в установке и недорогой.  Интересно это опробовать на каком-нибудь тренере и неопытном пилоте.... Надо будет протестить.  

    Собственно пару слов про огни БАНО - может кому и нтересно, потому что делать крайне просто и эффектно.
    Сами огни - это 2 сверхярких светодиода - красный и зеленый (продаются на радиорынке цена 200р. штука) - светят ярко даже днем. Они соединены друг с другом последовательно, питаются от небольшой NiCd батарейки от радиотелефона (100р.) батарейки хватает ооооочень надолго, плюсом данной схемы является то что не расходуется ходовой аккумулятор, а у Экстры он не большой и простота реализации. К минусам можно отнести необходимость размещения дополнительной батареи и собственно вес батареи, в случае с моим самолетом это легко решалось - штатный то отсек в конфигурации с аутраннером пустует :) а в варианте с инраннером можно батарею ставить в отсек приемника, который в свою очередь убрать во внутрь фюзеляжа.

    Вот кстати видео полета, Евгений Маслов снимал, я рулил :) http://radiopilot.ru/upload/2/projimg/124/files/otkos09s.avi
    полет в конфигурации стоковой, т.е. с редуктором это было тогда http://radiopilot.ru/project.php?prid=124
    Там внизу фотки Экстры в последней полетной конфигурации - аутраннер 2215 + увеличенные шасси, особенно прикольно кадр полета на харриере, сам не верю что так получилось :) - гира еще раз говорю рулит, даже китайская от E-Sky http://radiopilot.ru/project.php?prid=138

    Продолжение следует....


     Файлы: 
    EXtra330Outranner.jpg (198.8 Kb, 26/05/2009)  Скачать  Extra Outranner
    ExtrOutr1_1.jpg (172.9 Kb, 5/07/2009)  Скачать  Extra с Аутраннером
    ExtrOutr2_1.jpg (142.1 Kb, 5/07/2009)  Скачать  Extra с Аутраннером 2
     Автор:  enn
     Раздел:  Самолёты
     Опубл.:  2009-05-20 17:43:25
     Изм.:  2009-07-08 23:39:35
     Чья  
    картинка: 
    Своя
     Стат.:  посещений: 6174, посетителей: 4092, ответов: 3, голосов:  +8
     
          Дешевые авиамодели и запчасти к ним  

    Обсуждение этой темы:

          
     Темы  
     Re: SAPAC EXTRA 330L - опыт э ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
     
    Недавно приобрёл у ВдадимираYAK-54 от фирмы Art-Tech. По данным советам переделал мотоустановку. Двигатель 2215, регулятор на 25А, винт 10*4,7. Переходник для двигателя изготовил самостоятельно из автомобильного "дворника". Капот переделывать не пришлось, просто вместо длинного букового штыря изготовил короткий сосновый (пробовал липовый, но двигатель начинает болтаться после пары полётов). Фюз и крыло оклеил прозрачным скотчем. Из-за этого прочность на изгиб увеличилась в разы. На шасси установил проволочные растяжки с резинкой по центру. При посадке "по вороньи" сберегает винты.Был приятно удивлён после первого полёта, получались даже те фигуры которые с трудом получаются на симуляторе. В далнейшем установил на крыльях турбулизаторы(гребёнки из бутылки ПЕТ)для предотвращения сваливания модели по крену на срывных режимах, но пока так и не оценил это новшество. Вообщем не жалею о покупке и модернизации. В далнейшем планирую замену серво на HS-55 и установку огней Бано, точнее множества светодиодов разных цветов(есть опыт ночных полётов на самодельном планере с электроустановкой, поверте очень красиво). 


             Вовчик, 2010-12-19 18:21:54        Оценка:  +2    

     Re: SAPAC EXTRA 330L - опыт э ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
      Евгений, а где приобрели этот самолет? Сколько стоит? Выглядит здорово! Бывает что нибудь подобное без начинки? А то у меня аппаратура уже есть. После тренера мечтаю научиться летать на таком :-) И фото с аутранером интересно посмотреть... С уважением, Илья. 

             Илья, 2009-05-21 09:54:41 
     Re: SAPAC EXTRA 330L - опыт э ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
     
    В продаже уже - тушка с "родным" мотором и сервами 2300р.
    Родное шасси, капот, которые даже не летали :) "бутылочный" капот могу также отдать.
    кое что я усилил, в частности центроплан - обшит шпоном и оклеил низ фюза скотчем, чтобы не пачкался.
    Перехожу на бальзу!

    Кому надо можно добить до РТФ.

    enn 


             enn, 2009-07-14 02:41:34        Оценка:  +2    

     Re: SAPAC EXTRA 330L - опыт э ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
     
    1. Тема оутранер vs. инранер - не раскрыта!
    2. Чтобы иметь представление от тяге в 890 грамм (что уже очень много!) надо иметь данные хотя бы о массе этого самолета. Сколько в штатной комплектации? И во вторых, что косвенно определяет сопротивление самолета - размах крыла... Скока?

    Н.К. 


             Николай Китаев, 2009-05-31 08:29:47        Оценка:  +2    
     Re: SAPAC EXTRA 330L - опыт э ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
     
    1. Аутраннер против Инраннера - тут однозначно можно сказать что победа за аутраннером, особенно для данного самолета. Во первых даже при равной отдаче тяги (у меня сейчас 2215/900обВ) - аутраннер легче, 60гр. против 100гр.+25гр. свинец, который приходится класть для центровки, потому что в случае с аутраннером аккумулятор я разместил под капотом, а в штатном отсеке (который маловат) батарея огней бано. Из этого вытекает второй плюс аутраннера касаемо размещения батареи - с новым отсеком под капотом - помещается любая батарея, кроме конечно откровенно больших 2200 и 1800. Еще один плюс аутраннера - большая живучесть, достаточно хлипкий редуктор и вал - легко повредить при посадке или "моркови", аутраннер же в сочетании с пропсейвом - здорово экономит винты и сберегает собственный вал, к тому же особенности его крепления на данном самолете - алюминиевый переходник, доказывают на практике что при крэше он просто гнется, при этом штырь крепления и моторный шпангоут вообще не страдают. Так было во время вертикальной моркови с 15-ти метров, в то время как при жесткой посадке (не "морковь") в кусты в редукторном варианте - подломились точки крепления штыря к моторному шпангоуту, что логично ибо в варианте с редуктором других складывающихся элементов нет.
    Касаемо тяги и размеров винта - тут абсолютный паритет, ибо 2215/900 крутит и штатный 11х4,7 и 10х4,7 - я пока остановился на 2 варианте - он экономичнее. На редуктор как показали испытания ставить маленький винт - просто нецелесообразно, тяга падает а ток почти не меняется. Ну и конечно Аутраннер более приемистый.
    К достоинствам аутраннеров более оборотистых (1300 об/В) можно отнести возможность использования винтов малого диаметра - что положительно сказывается на их живучести при посадке, конечно фанаты могут возразить что при этом хуже обдув, я согласен, но смотря что делать, если тренироваться типа взлет, полет в зоне, посадка - то этот вариант предпочтительнее, а когда опыт есть и большой винт ломаться не будет.      
    Еще один нюанс - низкооборотный аутраннер еще более экономичен, т.е.при равной тяге и размере пропеллера он кушает процентов на 30-40 меньше тока.
    В общем если менять или заново приобретать мотоустановку выбор однозначно за аутраннер, главное его правильно подобрать!
    Субъективно добавлю что по моим ощущениям на редукторе как-то спокойнее летать, т.е. запаздывание и инерционность большого пропеллера помогают неопытному пилоту, с аутраннером самолет как-то резче в управлении тягой. Это пожалуй единственный плюс инраннера с редуктором.
    Хотя справедливости ради скажу, что в варианте с редуктором можно летать со стоковым капотом, при установке аутраннера обязательно приходится переделывать капот и переносить аккумулятор вперед для центровки.

    2) Вот его характеристики от производителя:
    Main wingspan:960mm
    Fuselage overall length:897mm
    Main-wing area:19.33sq.dm
    Wing loading:32.07g sq.dm
    Weight:620g

    ничего не изменилось, даже вес, который стал меньше в варианте с аутраннером, поскольку пока все летает с стоковом исполнении, т.е. никаких "усилителей" я пока не вклеивал, только зашил шпоном кусок центроплана, который внутри фюзеляжа, там были просто дырки :) я правда так и не понял зачем? Это я сделал после "моркови" т.к. в этом месте треснул пенопласт - причем именно треснул а не развалился, помог безусловно карбоновый лонжерон.

    Кстати обидно что пара крэшей были из-за помех - это на 100% поэтому я теперь только 2,4 - именно такой приемник сейчас и стоит на Экстре в сочетании со стоковым пультом 2,4 от Арт-Теч. Пока все нормально, гироскоп кстати тоже пока оставил - помогает хорошо на посадке и висении. Можно рекомендовать новичкам, полезная штука. А уж если отключаемый - это ваще руль!!! Скоро придет и такой - поставлю на Реактор ЗД.

    enn 


             enn, 2009-05-31 09:46:36        Оценка:  +4    

     Re: SAPAC EXTRA 330L - опыт э ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
     
    Одобрям. Классный самолет, управляется правильно, фигуры хорошо делает, к тому же летает не быстро - дает возможность пилоту обдумывать свои действия. 


             Евгений Маслов, 2009-05-20 23:23:39        Оценка:  +2    

          

    Использование информации с этого сайта возможно только с разрешения авторов и со ссылкой на сайт www.radiopilot.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100  Вебмастер