РАДИОПИЛОТ - межрегиональный авиамодельный форум: модели, самолёты, вертолёты. Место всречи в сети и в реале.
РАДИОПИЛОТ - межрегиональный авиамодельный форум: модели, самолёты, вертолёты, автомобили, общение
Скрыть всё остальное 
Присоединяйся! Присоединяйся!
  • Войти
  • Зарегистрироваться
  • РАДИОПИЛОТ РАДИОПИЛОТ
    На главную
    Добавить тему
    Обсуждение тем
    Все темы
         Авиамодели
             Самолёты
             Планеры
             Модели-копии
             Воздушный бой
             Бой на полукопиях
             Пилотажные
             Летающие крылья
             Вертолёты
             Другие
         Пилотажное мастерство
             Обучение
             Пилотаж
             Соревнования
             Полёты по камере, видео
             Лётные площадки
             Встречи
         Оборудование
             Двигатели - ДВС
             Двигатели - электро
             Передатчики
             Приёмники
             Рулевые машинки
             Аккумуляторы, зарядники
             Регуляторы хода
             Другие
         Другое
             Технологии
             Юмор
         Магазин
             Самолёты
             Вертолёты
             Аппаратура
             Запчасти
             Инструмент
             Услуги
             Другое
    Авторы
    Новости сайта
    Удачные темы
    Удачные обсуждения
    Правила сайта
    Поиск по темам
    Поиск по интересам
    Полезные ссылки
    Друзья сайта:
    Тренажер
    Самоправ
    РАДИОПИЛОТ - сайт ищет друзей
     Самолет Graupner Super Dechatlon Best.-Nr. 6298 - Самолёты 
      
         Место 2 для Вашей рекламы   


    Самолет Graupner Super Dechatlon Best.-Nr. 6298
    перед первым полетом в кузнечихе
     
    Автор: Евгений Негин (enn)

    Graupner Super Decathlon (борт. № D-EHOK)
    Хочу написать несколько слов про мой первый электролет  - после 20-летнего перерыва занятия авиамоделизмом, надеюсь приведенная здесь  информация будет весьма полезна для начинающих радиопилотов. Не буду упоминать названия магазинов – чтобы исключить фактор рекламы, если кого интересует, обращайтесь, расскажу конкретно.

    Начало - покупка комплекта.

         Как  я уже говорил – 20  лет я не занимался авиамоделизмом, причин тому много, но не в них дело, просто в последнее время появились  такие технологии – про которые тогда я даже не мог мечтать, в частности в силу личных обстоятельств (отсутствие места в квартире, и квартиры как таковой ) мне приглянулись электролеты. К их достоинствам я отношу простоту старта, возможности полета на малых площадках (для города актуально) и экологическая чистота, что особенно актуально т.к. самолеты в прямом смысле хранятся в спальне .
       И так после консультаций со многими «бывалыми» электролетчиками я решил приобрести «стартовый комплект», т.е. набор необходимый для взлета и дальнейшего развития. Я отказался от идеи покупки набора RTF – потому что в мои планы входило дальнейшее развитие, а аппаратура в этих комплектах оставляет желать лучшего, как и все остальное – зарядник, аккумуляторы, двигатель и проч. Решил купить ARF – т.е. дособрать кое-что самому, тем более, что вспомнить молодость хотелось и руки так и тянуться к эпоксидке  
       Приобрел аппаратуру HiTec Optic 6, многие мои знакомые используют ее, по их мнению, мне хватит пока, да и разобраться в функциях помогут, единственное, что я попросил в магазине – заменить мне большой приемник на маленький и соответственно машинки, цена та же, но мне приемник и машинки под ДВС в обозримом будущем не надо, поэтому замена весьма актуальна. Самолет купил классический слоуфлаер – высокоплан Graupner Super Decathlon. Понравились качество и простота сборки, да и не особо хотелось ехать куда-то (брал в одном магазине все сразу). Двигатель взял «родной» Graupner Speed 400 Plus, аккумулятор тоже из рекомендованных производителем, потому что условий и возможностей возиться с переделкой нет – решил пойти как проще. Зарядник с балансиром купил помощнее на будущее, это увеличило стоимость но за то в дальнейшем не надо про это думать. В общем, все про все обошлось в 17 рублей, как мне кажется неплохо, с учетом качества аппаратуры и комплектующих.

    Сборка – подготовка к первому полету

         Качество набора отличное – со сборкой не было ни каких проблем понадобилась только «пятиминутная» эпоксидка и клей «Титан», хотя можно и без него все на эпоксидке.   С монтажом силовой установки  - тоже все просто, ибо двигатель «родной» кок и винт также были в комплекте. Единственное что пришлось подгонять – места под рулевые машинки(подрезать ножом пенопласт ).  Сейчас я собираю 2 самолета из наборов ARF – GWS ZERO и биплан Ultimate E-Sky, так вот по сравнению с ними Dechatlon на порядок проще и качественнее, особенно проигрывает ZERO, но у него другая судьба и цель….
    И так все было готово за пару вечеров, думаю можно  рекомендовать данный аппарат для начинающих, к тому же он красивый   Вот фото его перед первым полетом.



    На поле в Кузнечихе.

    Обучение – полеты на «шнурке»

       Пока я все покупал и собирал, Евгений Маслов помог мне освоить первые навыки управления радиосамолетом, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Первые полеты мы с ним делали на «шнурке» на его самолете E-Starter , мне показалось такое обучение наиболее результативным, чем скажем полеты на симуляторе, хотя я делал это с аппаратуры. Однако это мое субъективное мнение. На «шнурке» я научился взлетать, водить в заданном сектору самолет по кругу, сажать, этого пожалуй достаточно для начала. Потом мы практиковались путем передачи пульта из рук в руки т.е. скажем взлет и посадку делал опытный пилот, а полет я сам, в случае экстремальных ситуаций пульт также отдавался опытному наставнику. Так я прошел курс «молодого бойца» - очень полезно перед первым самостоятельным вылетом.

    Первый полет

    И так  все готово! Можно ехать в поле, тут я хочу заметить, что здесь также необходима помощь опытного товарища, ибо облет нового самолета и его регулировка  дело не для начинающего пилота.    Перед первым полетом мы проверили центровку и работу сервоприводов, а также выставили расходы и рули – все эти процедуры обязательны! Проверили дальность приемника -  тоже желательно, должен нормально работать на расстоянии не менее 30 шагов со сложенной антенной.
      Первый полет….. не удался :-( не хватило тяги штатного винта 6х3 самолет просто воткнулся в траву и сломал его! Я заранее купил запасные пропеллеры причем по совету опытных товарищей разные, чтобы потом подобрать. В запасе оказался пропеллер 6х5 GWS – с ним самолет взлетел! УРА!!! После того как он был оттриммирован в полете Евгений заметил, что у него большая склонность к штопору, что и стало для него роковым. В третьем полете при заходе на посадку он штопорнул и даже опытный пилот не смог его вывести…. Стало очевидно что кроме ремонта придется еще что-то делать с противоштопорными характеристиками, потому что летать так мне самому было опасно!

    Ремонт и первые доработки

       Как ни казалась мне конструкция слабой (это не EPP как у Zooma) но удар она выдержала достойно в том числе и склеенная самостоятельно моторама, что меня немного порадовало . Ремонт прошел быстро, за пару вечеров, пострадал в основном капот и нижний пластиковый обтекатель, если бы я провел описанную мной далее модернизацию, возможно ремонт бы не потребовался вообще, или был бы совсем мелкий, поэтому рекомендую всем сделать доработки сразу!
        Когда я собирал самолет  следовал инструкции – там было 2 варианта установки элеронов – вверх и вниз, вверх (точнее прямо) – скоростной вариант, вниз слоуфлаер, второй вариант был мне ближе, поэтому я выбрал эго, это и оказалось роковым решением  - в таком варианте он жутко штопорит и легку срывается. По совету опытных товарищей я поднял элероны немного вверх и максимально вперед сместил батарею (ранее она стояла сзади в отсеке). После этих доработок самолет стал летать нормально и я уже стал летать на нем самостоятельно.
       Самый главный вывод из этого -  не всегда инструкция в наборе верна! При сборке самолета ставьте элероны чуть вверх,  аккумулятор ставьте вперед в отсеке, винт не менее 6х5 или см. рекомендации ниже, капот и переднюю часть фюзеляжа оклеить скотчем – целее будет и внешний вид сохраниться. Да и можно снять обтекатели шасси, т.к. они трескаются при грубых посадках на траву. Можете также провести доработки, описанные ниже – также рекомендую.  

    Дальнейшая модернизация аппарата

        Дальнейшая эксплуатация самолета выявили ряд недостатков конструкции, которые я решил устранить, к тому же сделать это все нетрудно в домашних условиях.
        Первая проблемная часть это – крепление крыла на саморезах, мне оно сразу не понравилось, и я решил его переделать, теперь оно крепиться на резинке за усики из фанеры все вино на рисунке, я сделал его до обтяжки конструкции скотчем:


    Что я сделал:
    Сверху и снизу центроплана снял пленку и обшил 1мм бальзовым шпоном, т.к. в этом месте пошли складки. Шпон клеил на 5-мин эпоксидку;
    К бальзе приклеил две полоски фанеры (обрезки от моторамы из этого же набора) на эпоксидке;
    Позади крыла в фюзеляж вклеил штырек из карбона, можно из шпажки, что под рукой;
    Качалки тоже пришлось переклеить заодно, чтобы не обращаться к этому вопросу, сделал классически – обмотал нитками и вклеил на эпоксидке, до этого они по моему просто были вставлены в пенопласт.
    Таким образом, крыло стало легче крепить и при ударе оно просто смещается на резинке, а не выламывает саморезы, что актуально для учебной модели.

    Второй проблемой был фюзеляж, который имел тенденцию к трещинам из-за грубых посадок (не аварий) – что делать учеба, поэтому я решил также его усилить. Смотрите на фото + мои пояснения.
      

    Я вклеил бальзовые стрингеры 5х5 от шпангоута моторамы до середины крыла;
    В верхнюю часть кабины, а также по передним стойкам кабины, клеил UHU POR-ом стрингеры к пластику обшивки – он лучше липнет к пластику чем титан, потом промазал все швы и заодно крепление пола клеем Титан, для пущей прочности.
    Потом оклеил весь передок и низ (черный) фюзеляжа скотчем, т.к. черная краска имела тенденцию облезать от хватания руками. Низ и капот черным и желтым скотчем, остекление прозрачным.
    Внешний вид не пострадал нисколько, зато прочность реально возросла, трещины появляться перестали, пользоваться самиком стало удобнее, я про то, что краска больше не облезает при лапании его руками.  

    В силу не надобности (по крайней мере для меня начинающего) я демонтировал рулевую машинку и тягу с руля направления, зафиксировав руль в отриммированном положении иголкой. С моей точки зрения это никак ни повлияло на летные данные но позволило сэкономить деньги  (машинка) и вес. Так что тем кто будет собирать могу рекомендовать сразу не ставить ее. Самик прекрасно рулится одними элеронами и рулем высоты даже на посадке. В освободившуюся трубку боудена я просунул антенну приемника, что также весьма удобно.  

    Подбор оптимальных винтов и аккумуляторов

        Как я уже сказал выше – со штатным винтом самолет не взлетел, с рук, возможно с полосы при разбеге это было бы возможно, тем не менее, можно констатировать тот факт, что со штатным винтом тяги маловато. Эксперимент проводился на 2-х баночной литий полимер батарее.
        Установка винта 6х5 GWS – спасла положение, самолет взлетел и налетал порядка 12,5 минут с батареей 1500мАч – что неплохо в принципе. В последствии на таких батареях я стал применять винт 7х6 GWS, который дает значительно больше тяги, при этом мотор работает нормально, перегрева и отключений нет, правда время полета чуть меньше 10 минут.
        Но тяги было маловато… поэтому я решил попробовать 3 банки – тем более что на коробке от мотора написано, что это допустимо, да и на самом моторе написано 7,2-11,1В – по ходу шансы есть! Купил батарею 3 банки 910мАч поставил на всякий случай винт 6х5 и…. все замечательно! Тяги намного больше, теперь можно летать вполгаза, время полета около 10 минут, что также неплохо, особенно актуальны 3 банки в сильный ветер. Единственный побочный эффект – винт GWS 6x5 на полном газу начинает «звенеть» - сказывается недостаточная жесткость лопастей, надо ставить винт покрепче – но они дороже, поэтому пришлось с этим смириться, да и полный газ при таком раскладе не всегда нужен. Кстати возможно при 3-х банках он бы летал и с винтом 6х3, хотя я не тестировал, потому, что нет особого смысла.
       Но при 3-х банках надо аккуратнее с подбором винта, я пробовал 7х6 – перегрев мотора и вынужденная посадка, с 6х5 такого не происходит, весь полет проходит нормально. Оптимальным для 3-х баночного аккумулятора оказался винт 7x3,5 фирмы GWS с ним тяга составила 360 гр., что при текущем взлетном весе в 450гр. Не так и плохо и позволяет летать в ветер,  а в тихую погоду использовать 75% тяги. Время полета на аккумуляторе 3S DualSky 850 mAh составляет около 11 минут. При этом двигатель нисколько не греется.
       И так резюмируя эту часть скажу, что штатный винт с коком брать не имеет никакого смысла, лучше сразу взять проп-сэйвер + винты GWS 6x5; 7x6; 7x3,5 – так оно и дешевле выйдет  правда эстетическая часть в проигрыше! Аккумуляторы брать лучше 3-х баночные, похоже данный двигатель и регулятор (Graupner Speed 400 Plus) рассчитан именно на 3 банки и винты 7х3,5…7х4.
    Эксплуатация и планы

       В ходе эксплуатации я заменил штатный кок-адаптер винта проп-сэйвером. Винт удобнее менять, крепиться на резинке, при грубой посадке меньше вероятность поломки, легче по весу. Но это на любителя.

        В ходе полетов выяснилось, что самолет может летать и в ветреную погоду, но при этом 3 баночный аккумулятор желателен, см. исследования выше.

        Мне также не нравилась его повышенная посадочная скорость, что в отсутствии ВПП и на ограниченных площадках не есть хорошо, поэтому встал вопрос как быстро и без ущерба ЛТХ понизить скорость на посадке, сделать ее как бы парашютирующей, короче сделать  самик слоуфлаером!  Посовещавшись с профессионалами я приклеил к задней кромке элеронов по концам крыльев пластины из потолочки шириной 10мм длиной 80мм см. фото:

    В результате скорость снизилась, на посадке самолетик стал «сыпаться», что позволяет его сажать более точно на ограниченных площадках, что и хотелось достичь. Расплатой за это стало меньшее время полета на акку – процентов на 25, но для меня это не важно на данном этапе, потому что я в основном отрабатываю взлет и точную посадку, пилотаж мне пока крутить рано , хотя никто не мешает, потом также легко срезать эти пластины.

    Еще скажу пару слов про коллекторные моторы, хотя конечно фаны безколлекторников меня «заклюют» :-) Тем не менее, кроме минусов у них есть и плюсы.
    1) Цена – мотор + регулятор стоит значительно дешевле аналогичного бесколлекторного варианта, для начинающих это важно, ведь первый самолет – это для учебы и как сложиться его судьба и что вы будете строить потом неясно, поэтому, чем он дешевле, тем лучше.
    2) Возможность летать на недорогих аккумуляторах, вследствии малого тока, а значит и более дешевых, что также плюс!
    3) Простота монтажа – ведь многие недорогие модели (моя тоже) «заточены» именно под такие моторы, это также важно для новичков.
    4) Можно летать на склеенных винтах :-) - сам так делаю, потому что у мотора невысокий крутящий момент. В начальный период при неласковых посадках на траву хлипкие винты GWS ломаются довольно часто, поэтому этот пункт весьма актуален. Я просто приклеиваю лопасти назад циакрином (супер клей), все нормально, вибраций нет,  самолет летает, если делать это аккуратно. Причем процедура многоразовая, я пока не выбросил ни одного винта :-) , а зачем если и эти нормально работают.

      Так, что вопреки общему мнению на них вполне можно летать, конечно тяги не «вагон», но при грамотном выборе пропеллера жить можно и на первое время хватит, а если излетаете до сноса щеток или  подшипников – то сам мотор без регулятора стоит всего то 320р. Так что летайте на здоровье, все вышесказанное относится к мотору Graupner Speed Plus 400 С родным регулятором, как поведут себя другие «китайские» моторы не знаю. В моих планах есть идея купить такой же «голый» мотор и к нему регулятор от Маркуса или спаять самому и облетать, если получится то стоимость мотоустановки можно снизить до 1000р с Маркусом или ниже с самодельным регулятором, что дешевле родного комплекта – 2750р. Возможно более высокая цена «фирменной» мотоустановки в ее возможностях, т.к. контроллер имеет режим торможения, есть система защиты от перегрева, но все это не нужно для простой «учебки».
          К вопросу об износе щеток коллектора - после двух месяцев довольно частых полетов решил заглянуть на них с фонариком через специальные окна. Толщина приличная миллиметров 5 на «глаз», похоже они особо не износились, ибо запихать в о пространство щетки большего размера не кажется реальным, так что буду продолжать наблюдение.

       Крепление аккумулятора в отсеке так же пришлось модернизировать – штатный вариант крайне не надежен, конечно, в полете не выпадала ни разу , но при посадке такое бывает, поэтому я креплю ее на «липучке» к силовому каркасу, а крышка отсека просто несет теперь декоративную функцию.

       Еще я поставил колеса большего диаметра и меньшего веса (от GWS ZERO) для удобства посадки на траву и взлета.
       И так резюмируя, скажу, что в данном виде это простой в пилотировании учебный самолет, без выкидонов в полете, вполне предсказуемый в реакциях, будучи оттриммированным летит ровно, при заходе на посадку рулится плавно, при потере скорости не штопорит, а просто опускает нос для разгона, с выключенным двигателем неплохо планирует даже с «воздушными тормозами».

    Если что интересно по данному материалу, пишите.

    ЗЫ: В данный момент самолет выставлен на продажу, т.к. парк интенсивно растет


     Автор:  enn
     Раздел:  Самолёты
     Опубл.:  2008-11-21 15:03:24
     Изм.:  2009-04-17 11:55:13
     Чья  
    картинка: 
    Своя
     Стат.:  посещений: 6846, посетителей: 5100, ответов: 2, голосов:  +3
     
          Место 1 для Вашей рекламы  

    Обсуждение этой темы:

          
     Темы  
     Re: Самолет Graupner Super De ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
     
    Установка безколлекторника и другие доработки

    В настоящее время самолет претерпел очередную - глобальную модернизацию. Все получилось так, что мои эксперименты с винтами прикончили коллекторник... В общем страсть к экспериментам погубила мотор, поэтому если будете летать на SPEED 400 – придерживайтесь рекомендаций, тогда он прослужит вам долго, ибо при рассмотрении я увидел, что щетки почти не сносились за все время эксплуатации, а причиной выхода из строя стало перегорание одной из обмоток.  Конечно, самым простым было бы купить взамен другой коллекторник, цена клона SPEED 400  всего 200р, ;-) но проблема что его под рукой не было, а ехать за ним специально в Москву было конечно в лом. Зато подвернулся недорогой бесколлекторник «китаец» и регуль, поэтому я решил переделать его под этот мотор, заодно и оценить летные данные.
    В первую очередь модернизация затронула мотораму, пришлось устновить на конце шпангоут из фанеры с текстолитом, на нее закрепил двигатель – валом вперед, чтобы он был внутри «родного» капота. Так что внешне дизайн не пострадал. Капот в ходе эксплуатации достал трескаться, поэтому я проклеил его снутри серпянкой на эпоксидке, теперь он стеклопластиковый как у взрослых моделей, что в принципе рекомендую сделать всем сначала эксплуатации, правда вес возрос, но с учетом более легкого б/к мотора – центровка не изменилась.
    SPEED 400 с регулятором = 100гр.
    Б/К мотор + Регулятор = 45+20гр.=60гр.
    Капот (усиленный) = 35гр.
    =================================
    Разница +5 гр. , т.е. новая комбинация на 5 грамм легче, так что это почти не сказалось на весовых параметрах  аппарата, что радует, ибо грузить свинец не хотелось.
    Взлетный вес с 3-х баночным Li-Po акку. -  450гр.
    Тяга мотора в статике с винтом 8х4 GWS – 400гр.
    В общем тяговооруженность на взлете – 0,89 что очень даже неплохо, висеть не будет, а оно надо… для него 
    Попутно решил снять тормоза с крыльев и приклеить к элеронам полоски 1см из потолочки, да бы он порезвее крутил бочки, вроде как поинтереснее так. В общем вперед на облет!

    Облетали его в Сормово с Евгением – как и предполагалось, летные данные значительно улучшились, при этом сохранилась простота пилотирования, более мощный двигатель позволяет удобнее управлять тягой и выполнять фигуры высшего пилотажа. Самолет легко взлетает и садится на стриженную траву, потому что я попутно заменил колеса на легкие и большие фирмы GWS. Так что данный вариант можно рекомендовать как полноценную замену коллекторнику, причем аккумуляторы можно пользовать те же -  3S Lipo 910 mAh.

    Еще я вернул ему 3-ю рулевую машинку на руль направления, чтобы можно было рулить по земле, а заодно и потренироваться им пользоваться в полете.
    Крепление аккумулятора сделал на «липучке», а то запоры родного отсека не держат его даже при легуих посадках, теперь все ок, а вставлять его не сложно даже на морозе.  Капот не потрескался при посадке на траву даже в мороз, облетывали при -4 градуса.

    Вот такие доработки.

    enn 


             enn, 2008-12-15 00:21:12 

     Re: про Graupner Super Dechat ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
      А какова тяговооруженность и нагрузка на крыло:

    - тяга / массу
    - масса(г) / площадь крыла (дм2)?

    Чисто из любопытства и для статистики...

    Н.К. 


             Николай Китаев, 2008-11-27 09:07:35 
     Re: про Graupner Super Dechat ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
      В нынешней полетной конфигурации - с бесколлекторным мотором
    Тяга = 400гр. винт 8х4
    Вес = 450гр. с аккумулятором 910мАч 3 банки Lipo
    Площадь крыла из книжки - 13,8 дм2 , сейчас наверное чуть больше ибо я увеличил элероны.

    enn 


             enn, 2008-12-14 02:07:17 

     Re: про Graupner Super Dechat ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
      А где должна центровка в миллиметрах от передней кромки, чтобы SUPER DECATHLON не штопорил? 

             Евгений Маслов, 2008-11-21 15:58:00 
     Re: про Graupner Super Dechat ...   
    Ответить  |  Сообщить модератору 
      сейчас центровка посередине звездочек идущих понижнему крылу, вроде как летает нормально

    enn 


             enn, 2008-11-30 01:04:38 

          

    Использование информации с этого сайта возможно только с разрешения авторов и со ссылкой на сайт www.radiopilot.ru
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100  Вебмастер