|
| |
Место 2 для Вашей рекламы
| |
Самолет Graupner Super Dechatlon Best.-Nr. 6298
Автор: Евгений Негин (enn)
Graupner Super Decathlon (борт. № D-EHOK)
Хочу написать несколько слов про мой первый электролет - после 20-летнего перерыва занятия авиамоделизмом, надеюсь приведенная здесь информация будет весьма полезна для начинающих радиопилотов. Не буду упоминать названия магазинов – чтобы исключить фактор рекламы, если кого интересует, обращайтесь, расскажу конкретно.
Начало - покупка комплекта.
Как я уже говорил – 20 лет я не занимался авиамоделизмом, причин тому много, но не в них дело, просто в последнее время появились такие технологии – про которые тогда я даже не мог мечтать, в частности в силу личных обстоятельств (отсутствие места в квартире, и квартиры как таковой ) мне приглянулись электролеты. К их достоинствам я отношу простоту старта, возможности полета на малых площадках (для города актуально) и экологическая чистота, что особенно актуально т.к. самолеты в прямом смысле хранятся в спальне .
И так после консультаций со многими «бывалыми» электролетчиками я решил приобрести «стартовый комплект», т.е. набор необходимый для взлета и дальнейшего развития. Я отказался от идеи покупки набора RTF – потому что в мои планы входило дальнейшее развитие, а аппаратура в этих комплектах оставляет желать лучшего, как и все остальное – зарядник, аккумуляторы, двигатель и проч. Решил купить ARF – т.е. дособрать кое-что самому, тем более, что вспомнить молодость хотелось и руки так и тянуться к эпоксидке
Приобрел аппаратуру HiTec Optic 6, многие мои знакомые используют ее, по их мнению, мне хватит пока, да и разобраться в функциях помогут, единственное, что я попросил в магазине – заменить мне большой приемник на маленький и соответственно машинки, цена та же, но мне приемник и машинки под ДВС в обозримом будущем не надо, поэтому замена весьма актуальна. Самолет купил классический слоуфлаер – высокоплан Graupner Super Decathlon. Понравились качество и простота сборки, да и не особо хотелось ехать куда-то (брал в одном магазине все сразу). Двигатель взял «родной» Graupner Speed 400 Plus, аккумулятор тоже из рекомендованных производителем, потому что условий и возможностей возиться с переделкой нет – решил пойти как проще. Зарядник с балансиром купил помощнее на будущее, это увеличило стоимость но за то в дальнейшем не надо про это думать. В общем, все про все обошлось в 17 рублей, как мне кажется неплохо, с учетом качества аппаратуры и комплектующих.
Сборка – подготовка к первому полету
Качество набора отличное – со сборкой не было ни каких проблем понадобилась только «пятиминутная» эпоксидка и клей «Титан», хотя можно и без него все на эпоксидке. С монтажом силовой установки - тоже все просто, ибо двигатель «родной» кок и винт также были в комплекте. Единственное что пришлось подгонять – места под рулевые машинки(подрезать ножом пенопласт ). Сейчас я собираю 2 самолета из наборов ARF – GWS ZERO и биплан Ultimate E-Sky, так вот по сравнению с ними Dechatlon на порядок проще и качественнее, особенно проигрывает ZERO, но у него другая судьба и цель….
И так все было готово за пару вечеров, думаю можно рекомендовать данный аппарат для начинающих, к тому же он красивый Вот фото его перед первым полетом.
На поле в Кузнечихе.
Обучение – полеты на «шнурке»
Пока я все покупал и собирал, Евгений Маслов помог мне освоить первые навыки управления радиосамолетом, за что ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Первые полеты мы с ним делали на «шнурке» на его самолете E-Starter , мне показалось такое обучение наиболее результативным, чем скажем полеты на симуляторе, хотя я делал это с аппаратуры. Однако это мое субъективное мнение. На «шнурке» я научился взлетать, водить в заданном сектору самолет по кругу, сажать, этого пожалуй достаточно для начала. Потом мы практиковались путем передачи пульта из рук в руки т.е. скажем взлет и посадку делал опытный пилот, а полет я сам, в случае экстремальных ситуаций пульт также отдавался опытному наставнику. Так я прошел курс «молодого бойца» - очень полезно перед первым самостоятельным вылетом.
Первый полет
И так все готово! Можно ехать в поле, тут я хочу заметить, что здесь также необходима помощь опытного товарища, ибо облет нового самолета и его регулировка дело не для начинающего пилота. Перед первым полетом мы проверили центровку и работу сервоприводов, а также выставили расходы и рули – все эти процедуры обязательны! Проверили дальность приемника - тоже желательно, должен нормально работать на расстоянии не менее 30 шагов со сложенной антенной.
Первый полет….. не удался :-( не хватило тяги штатного винта 6х3 самолет просто воткнулся в траву и сломал его! Я заранее купил запасные пропеллеры причем по совету опытных товарищей разные, чтобы потом подобрать. В запасе оказался пропеллер 6х5 GWS – с ним самолет взлетел! УРА!!! После того как он был оттриммирован в полете Евгений заметил, что у него большая склонность к штопору, что и стало для него роковым. В третьем полете при заходе на посадку он штопорнул и даже опытный пилот не смог его вывести…. Стало очевидно что кроме ремонта придется еще что-то делать с противоштопорными характеристиками, потому что летать так мне самому было опасно!
Ремонт и первые доработки
Как ни казалась мне конструкция слабой (это не EPP как у Zooma) но удар она выдержала достойно в том числе и склеенная самостоятельно моторама, что меня немного порадовало . Ремонт прошел быстро, за пару вечеров, пострадал в основном капот и нижний пластиковый обтекатель, если бы я провел описанную мной далее модернизацию, возможно ремонт бы не потребовался вообще, или был бы совсем мелкий, поэтому рекомендую всем сделать доработки сразу!
Когда я собирал самолет следовал инструкции – там было 2 варианта установки элеронов – вверх и вниз, вверх (точнее прямо) – скоростной вариант, вниз слоуфлаер, второй вариант был мне ближе, поэтому я выбрал эго, это и оказалось роковым решением - в таком варианте он жутко штопорит и легку срывается. По совету опытных товарищей я поднял элероны немного вверх и максимально вперед сместил батарею (ранее она стояла сзади в отсеке). После этих доработок самолет стал летать нормально и я уже стал летать на нем самостоятельно.
Самый главный вывод из этого - не всегда инструкция в наборе верна! При сборке самолета ставьте элероны чуть вверх, аккумулятор ставьте вперед в отсеке, винт не менее 6х5 или см. рекомендации ниже, капот и переднюю часть фюзеляжа оклеить скотчем – целее будет и внешний вид сохраниться. Да и можно снять обтекатели шасси, т.к. они трескаются при грубых посадках на траву. Можете также провести доработки, описанные ниже – также рекомендую.
Дальнейшая модернизация аппарата
Дальнейшая эксплуатация самолета выявили ряд недостатков конструкции, которые я решил устранить, к тому же сделать это все нетрудно в домашних условиях.
Первая проблемная часть это – крепление крыла на саморезах, мне оно сразу не понравилось, и я решил его переделать, теперь оно крепиться на резинке за усики из фанеры все вино на рисунке, я сделал его до обтяжки конструкции скотчем:
Что я сделал:
Сверху и снизу центроплана снял пленку и обшил 1мм бальзовым шпоном, т.к. в этом месте пошли складки. Шпон клеил на 5-мин эпоксидку;
К бальзе приклеил две полоски фанеры (обрезки от моторамы из этого же набора) на эпоксидке;
Позади крыла в фюзеляж вклеил штырек из карбона, можно из шпажки, что под рукой;
Качалки тоже пришлось переклеить заодно, чтобы не обращаться к этому вопросу, сделал классически – обмотал нитками и вклеил на эпоксидке, до этого они по моему просто были вставлены в пенопласт.
Таким образом, крыло стало легче крепить и при ударе оно просто смещается на резинке, а не выламывает саморезы, что актуально для учебной модели.
Второй проблемой был фюзеляж, который имел тенденцию к трещинам из-за грубых посадок (не аварий) – что делать учеба, поэтому я решил также его усилить. Смотрите на фото + мои пояснения.
Я вклеил бальзовые стрингеры 5х5 от шпангоута моторамы до середины крыла;
В верхнюю часть кабины, а также по передним стойкам кабины, клеил UHU POR-ом стрингеры к пластику обшивки – он лучше липнет к пластику чем титан, потом промазал все швы и заодно крепление пола клеем Титан, для пущей прочности.
Потом оклеил весь передок и низ (черный) фюзеляжа скотчем, т.к. черная краска имела тенденцию облезать от хватания руками. Низ и капот черным и желтым скотчем, остекление прозрачным.
Внешний вид не пострадал нисколько, зато прочность реально возросла, трещины появляться перестали, пользоваться самиком стало удобнее, я про то, что краска больше не облезает при лапании его руками.
В силу не надобности (по крайней мере для меня начинающего) я демонтировал рулевую машинку и тягу с руля направления, зафиксировав руль в отриммированном положении иголкой. С моей точки зрения это никак ни повлияло на летные данные но позволило сэкономить деньги (машинка) и вес. Так что тем кто будет собирать могу рекомендовать сразу не ставить ее. Самик прекрасно рулится одними элеронами и рулем высоты даже на посадке. В освободившуюся трубку боудена я просунул антенну приемника, что также весьма удобно.
Подбор оптимальных винтов и аккумуляторов
Как я уже сказал выше – со штатным винтом самолет не взлетел, с рук, возможно с полосы при разбеге это было бы возможно, тем не менее, можно констатировать тот факт, что со штатным винтом тяги маловато. Эксперимент проводился на 2-х баночной литий полимер батарее.
Установка винта 6х5 GWS – спасла положение, самолет взлетел и налетал порядка 12,5 минут с батареей 1500мАч – что неплохо в принципе. В последствии на таких батареях я стал применять винт 7х6 GWS, который дает значительно больше тяги, при этом мотор работает нормально, перегрева и отключений нет, правда время полета чуть меньше 10 минут.
Но тяги было маловато… поэтому я решил попробовать 3 банки – тем более что на коробке от мотора написано, что это допустимо, да и на самом моторе написано 7,2-11,1В – по ходу шансы есть! Купил батарею 3 банки 910мАч поставил на всякий случай винт 6х5 и…. все замечательно! Тяги намного больше, теперь можно летать вполгаза, время полета около 10 минут, что также неплохо, особенно актуальны 3 банки в сильный ветер. Единственный побочный эффект – винт GWS 6x5 на полном газу начинает «звенеть» - сказывается недостаточная жесткость лопастей, надо ставить винт покрепче – но они дороже, поэтому пришлось с этим смириться, да и полный газ при таком раскладе не всегда нужен. Кстати возможно при 3-х банках он бы летал и с винтом 6х3, хотя я не тестировал, потому, что нет особого смысла.
Но при 3-х банках надо аккуратнее с подбором винта, я пробовал 7х6 – перегрев мотора и вынужденная посадка, с 6х5 такого не происходит, весь полет проходит нормально. Оптимальным для 3-х баночного аккумулятора оказался винт 7x3,5 фирмы GWS с ним тяга составила 360 гр., что при текущем взлетном весе в 450гр. Не так и плохо и позволяет летать в ветер, а в тихую погоду использовать 75% тяги. Время полета на аккумуляторе 3S DualSky 850 mAh составляет около 11 минут. При этом двигатель нисколько не греется.
И так резюмируя эту часть скажу, что штатный винт с коком брать не имеет никакого смысла, лучше сразу взять проп-сэйвер + винты GWS 6x5; 7x6; 7x3,5 – так оно и дешевле выйдет правда эстетическая часть в проигрыше! Аккумуляторы брать лучше 3-х баночные, похоже данный двигатель и регулятор (Graupner Speed 400 Plus) рассчитан именно на 3 банки и винты 7х3,5…7х4.
Эксплуатация и планы
В ходе эксплуатации я заменил штатный кок-адаптер винта проп-сэйвером. Винт удобнее менять, крепиться на резинке, при грубой посадке меньше вероятность поломки, легче по весу. Но это на любителя.
В ходе полетов выяснилось, что самолет может летать и в ветреную погоду, но при этом 3 баночный аккумулятор желателен, см. исследования выше.
Мне также не нравилась его повышенная посадочная скорость, что в отсутствии ВПП и на ограниченных площадках не есть хорошо, поэтому встал вопрос как быстро и без ущерба ЛТХ понизить скорость на посадке, сделать ее как бы парашютирующей, короче сделать самик слоуфлаером! Посовещавшись с профессионалами я приклеил к задней кромке элеронов по концам крыльев пластины из потолочки шириной 10мм длиной 80мм см. фото:
В результате скорость снизилась, на посадке самолетик стал «сыпаться», что позволяет его сажать более точно на ограниченных площадках, что и хотелось достичь. Расплатой за это стало меньшее время полета на акку – процентов на 25, но для меня это не важно на данном этапе, потому что я в основном отрабатываю взлет и точную посадку, пилотаж мне пока крутить рано , хотя никто не мешает, потом также легко срезать эти пластины.
Еще скажу пару слов про коллекторные моторы, хотя конечно фаны безколлекторников меня «заклюют» :-) Тем не менее, кроме минусов у них есть и плюсы.
1) Цена – мотор + регулятор стоит значительно дешевле аналогичного бесколлекторного варианта, для начинающих это важно, ведь первый самолет – это для учебы и как сложиться его судьба и что вы будете строить потом неясно, поэтому, чем он дешевле, тем лучше.
2) Возможность летать на недорогих аккумуляторах, вследствии малого тока, а значит и более дешевых, что также плюс!
3) Простота монтажа – ведь многие недорогие модели (моя тоже) «заточены» именно под такие моторы, это также важно для новичков.
4) Можно летать на склеенных винтах :-) - сам так делаю, потому что у мотора невысокий крутящий момент. В начальный период при неласковых посадках на траву хлипкие винты GWS ломаются довольно часто, поэтому этот пункт весьма актуален. Я просто приклеиваю лопасти назад циакрином (супер клей), все нормально, вибраций нет, самолет летает, если делать это аккуратно. Причем процедура многоразовая, я пока не выбросил ни одного винта :-) , а зачем если и эти нормально работают.
Так, что вопреки общему мнению на них вполне можно летать, конечно тяги не «вагон», но при грамотном выборе пропеллера жить можно и на первое время хватит, а если излетаете до сноса щеток или подшипников – то сам мотор без регулятора стоит всего то 320р. Так что летайте на здоровье, все вышесказанное относится к мотору Graupner Speed Plus 400 С родным регулятором, как поведут себя другие «китайские» моторы не знаю. В моих планах есть идея купить такой же «голый» мотор и к нему регулятор от Маркуса или спаять самому и облетать, если получится то стоимость мотоустановки можно снизить до 1000р с Маркусом или ниже с самодельным регулятором, что дешевле родного комплекта – 2750р. Возможно более высокая цена «фирменной» мотоустановки в ее возможностях, т.к. контроллер имеет режим торможения, есть система защиты от перегрева, но все это не нужно для простой «учебки».
К вопросу об износе щеток коллектора - после двух месяцев довольно частых полетов решил заглянуть на них с фонариком через специальные окна. Толщина приличная миллиметров 5 на «глаз», похоже они особо не износились, ибо запихать в о пространство щетки большего размера не кажется реальным, так что буду продолжать наблюдение.
Крепление аккумулятора в отсеке так же пришлось модернизировать – штатный вариант крайне не надежен, конечно, в полете не выпадала ни разу , но при посадке такое бывает, поэтому я креплю ее на «липучке» к силовому каркасу, а крышка отсека просто несет теперь декоративную функцию.
Еще я поставил колеса большего диаметра и меньшего веса (от GWS ZERO) для удобства посадки на траву и взлета.
И так резюмируя, скажу, что в данном виде это простой в пилотировании учебный самолет, без выкидонов в полете, вполне предсказуемый в реакциях, будучи оттриммированным летит ровно, при заходе на посадку рулится плавно, при потере скорости не штопорит, а просто опускает нос для разгона, с выключенным двигателем неплохо планирует даже с «воздушными тормозами».
Если что интересно по данному материалу, пишите.
ЗЫ: В данный момент самолет выставлен на продажу, т.к. парк интенсивно растет
|
enn |
Самолёты
|
2008-11-21 15:03:24 |
2009-04-17 11:55:13 |
Своя |
посещений: 6846, посетителей: 5100, ответов: 2, голосов: +3 |
|
| | Место 1 для Вашей рекламы | |
|
Обсуждение этой темы:
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
Установка безколлекторника и другие доработки
В настоящее время самолет претерпел очередную - глобальную модернизацию. Все получилось так, что мои эксперименты с винтами прикончили коллекторник... В общем страсть к экспериментам погубила мотор, поэтому если будете летать на SPEED 400 – придерживайтесь рекомендаций, тогда он прослужит вам долго, ибо при рассмотрении я увидел, что щетки почти не сносились за все время эксплуатации, а причиной выхода из строя стало перегорание одной из обмоток. Конечно, самым простым было бы купить взамен другой коллекторник, цена клона SPEED 400 всего 200р, ;-) но проблема что его под рукой не было, а ехать за ним специально в Москву было конечно в лом. Зато подвернулся недорогой бесколлекторник «китаец» и регуль, поэтому я решил переделать его под этот мотор, заодно и оценить летные данные. В первую очередь модернизация затронула мотораму, пришлось устновить на конце шпангоут из фанеры с текстолитом, на нее закрепил двигатель – валом вперед, чтобы он был внутри «родного» капота. Так что внешне дизайн не пострадал. Капот в ходе эксплуатации достал трескаться, поэтому я проклеил его снутри серпянкой на эпоксидке, теперь он стеклопластиковый как у взрослых моделей, что в принципе рекомендую сделать всем сначала эксплуатации, правда вес возрос, но с учетом более легкого б/к мотора – центровка не изменилась. SPEED 400 с регулятором = 100гр. Б/К мотор + Регулятор = 45+20гр.=60гр. Капот (усиленный) = 35гр. ================================= Разница +5 гр. , т.е. новая комбинация на 5 грамм легче, так что это почти не сказалось на весовых параметрах аппарата, что радует, ибо грузить свинец не хотелось. Взлетный вес с 3-х баночным Li-Po акку. - 450гр. Тяга мотора в статике с винтом 8х4 GWS – 400гр. В общем тяговооруженность на взлете – 0,89 что очень даже неплохо, висеть не будет, а оно надо… для него Попутно решил снять тормоза с крыльев и приклеить к элеронам полоски 1см из потолочки, да бы он порезвее крутил бочки, вроде как поинтереснее так. В общем вперед на облет!
Облетали его в Сормово с Евгением – как и предполагалось, летные данные значительно улучшились, при этом сохранилась простота пилотирования, более мощный двигатель позволяет удобнее управлять тягой и выполнять фигуры высшего пилотажа. Самолет легко взлетает и садится на стриженную траву, потому что я попутно заменил колеса на легкие и большие фирмы GWS. Так что данный вариант можно рекомендовать как полноценную замену коллекторнику, причем аккумуляторы можно пользовать те же - 3S Lipo 910 mAh.
Еще я вернул ему 3-ю рулевую машинку на руль направления, чтобы можно было рулить по земле, а заодно и потренироваться им пользоваться в полете. Крепление аккумулятора сделал на «липучке», а то запоры родного отсека не держат его даже при легуих посадках, теперь все ок, а вставлять его не сложно даже на морозе. Капот не потрескался при посадке на траву даже в мороз, облетывали при -4 градуса.
Вот такие доработки.
enn
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
А какова тяговооруженность и нагрузка на крыло:
- тяга / массу - масса(г) / площадь крыла (дм2)?
Чисто из любопытства и для статистики...
Н.К.
|
|
|
Ответить | Сообщить модератору |
|
В нынешней полетной конфигурации - с бесколлекторным мотором Тяга = 400гр. винт 8х4 Вес = 450гр. с аккумулятором 910мАч 3 банки Lipo Площадь крыла из книжки - 13,8 дм2 , сейчас наверное чуть больше ибо я увеличил элероны.
enn
|
|
|